Мишальченко Юрий Владимирович,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор(Санкт-Петербург)
по материалам сайта
ДЕЛЬТА-ЛОЦМАНСо времени зарождения мореплавание было связано с выбором выгодного и безопасного пути судна. Исторические документы, дошедшие до нас, свидетельствуют, что уже в древности иностранные суда, капитаны которых не знали условий плавания в данном районе, не выходили в море и не приближались к берегу без опытного местного моряка, лоцмана. Лоцман знал берега, вдоль которых шел, отмечая местонахождение судна по карте, определял путь по компасу (со времени его появления), пользовался астролябией для исчисления высоты солнца и звезд. Никто, кроме лоцманов, не умел пользоваться инструментами, которые они применяли в своей практике (Лоцман пользовался длинным шестом для измерения глубины моря; иногда употреблялся также канат со свинцовой гирей - род лота).
Лоцманство - старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Уже около 500г. до н.э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались испанские берега. Заметки о лоцманстве имеются также у римского автора Павзания (175г.н.э.)[1] и в сборнике "Stadiasmus ou Periple de la Mediterranie"(II в.н.э.)[2]. Упоминание о лоцманах встречается у Цицерона в его сочинении "De Senectute", Овидия в "Метаморфозах", в произведениях Горация, Виргилия, Демосфена и других авторов древности[3] и иных источниках. Имеются источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла и квадрантами, а также компасом и морскими картами[4]...